История
Биография
Пресса
Библиотека
Дискография
Воспоминания
Кино в Кино
Интервью
Новости
Опросы
Ссылки
О сайте
|
Бюллетень "Новый фильм"
-Виктор, с чего началось ваше увлечение
музыкой?
- Конечно, с гитары. Я не избег общей участи
мальчишек моего возраста, схваченных желанием
овладеть столь престижным в те годы
инструментом. Мне было четырнадцать лет, и
занимался я тогда в художественном училище, но
постепенно, как ни странно, бес- перспективное
занятие рок-музыкой взяло верх. Я бросил свои
живописные начинания и стал писать песни. Мечтал
собрать музыкантов и создать группу. В 1982 году
руководитель "Аквариума" Борис Гребенщиков
послушал мои песни, они ему понравились, и он
помог записать первый магнитофонный альбом,
который очень быстро из рук в руки разошелся по
всей стране.
- Стала ли ваша группа теперь профессиональной ?
- Пока нет. Но в скором времени, возможно,
произойдут изменения. Сейчас, когда многие
коллективы переходят на новую систему
хозяйствования, мы могли бы ездить с концертами
по стране, иметь, допустим, свой счет в банке. Хотя
теперь практически мы можем играть почти все, что
хотим, а музыка для нас всегда была основным
делом. Правда, оно не давало средств к
материальному существованию, поэтому все мы еще
где-то работали, я, например, в кочегарке. Занятие
это довольно распространенное среди
самодеятельных музыкантов, дающее немного денег,
но много свободного времени.
- Всякое творчество, и ваше в том числе, - способ
выражения мироощущения, миропонимания...
- У меня есть свои жизненные принципе,
основываясь на которых я пишу об окружающей меня
жизни, о волнующих проблемах. Важно лишь быть не
тем или другим, а только самим собой. Пусть для
кого-то странным, смешным, неприемлемым, а для
кого-то замечательным, но только собою. А
рок-музыка для меня, так же, как и для огромной
массы молодежи, совершенно естественная и
органичная форма самовыражения. В ней нет ничего
конъюнктурного, заказного. Только ты, твоя
совесть - твой главный критик и цензор. И эту
позицию не надо афишировать на каждом углу. Ее
нужно просто реализовать, воплотить в песне. Как
показало время, появилось не случайное поветрие
моды, а социальное явление -
современная музыка. Причем, как мне кажется, с
довольно-таки размытыми жанровыми границами. Я,
например, часто выступаю и как автор-исполнитель.
Вообще для меня есть просто песня. Можно ее петь
одному под гитару, можно группой, можно - в
сопровождении оркестра из трехсот человек. Это
неважно...
- Как вы пишите свои песни ?
- Беру гитару, начинаю играть. Складывается
стихотворный размер, потом строчки начинают
обрастать фразами. И наоборот...
- Почему до сих пор есть противники рок-музыки ?
- Новое всегда находится в
конфликте со старым. Это естественно. Ироничный,
иногда агрессивный, искренний и свободный
самодеятельный рок никогда не был фальшивым.
Противопоставление его духовной глухоте,
бездарности, скуке, благополучному мироощущению
обывателей и послужило, вероятно, причиной
неприязни многих к року. Самодеятельные группы
не имели возможности приобрести дорогостоящую
технику, инструменты, записываться в специальных
студиях, но пели то, что думали, честно и
бескомпромиссно. Конечно, можно ругать ребят за
серьги в ушах, заклепки, цепи,
причудливые прически. Но если разобраться, эти
внешние проявления вызваны протестом против
традиционного мышления, образа жизни, культуры.
Насколько я знаю свою аудиторию, там плохих людей
не больше, чем в любой другой. А молодые музыканты
вовсе не разрушители или хулиганы от искусства, а
скорее его хранители. Ведь в сложное время, во
многом лживое и циничное, именно они сумели
сберечь в своем искусстве радость живой жизни,
индивидуальность, неприятие конформизма,
протест против псевдоценностей.
- А как вы пришли в кино ?
- Пригласили. Сначала в Киев на музыкальный фильм
"Конец каникул". В нем участвовала вся наша
группа. Сыграл там главную роль и написал пять
песен, затем появился Рашид, и была работа о
ленинградском роке - фильм "Йя-хха!". Снялся
также у Соловьева в "Ассе" и в фильме Алексея
Учителя "Семь нот для размышлений", тоже о
рок-музыке.
- Рашид почему вы остановили свой выбор именно на
Викторе ? (Это уже вопрос режиссеру Нугманову)
- Собственно, выбора и не было. Как только прочитал сценарий, понял, что
это должен играть только Виктор. И не потому, что
он единственный выразитель самочувствия
современной молодежи или хотел воспользоваться
модным имиджем популярного рок- музыканта, чтобы
обеспечить успех фильму. Он нужен мне прежде
всего как личность, талантливый человек. Нас
связывают давняя дружба и взаимопонимание,
поэтому творческих разногласий в процессе
работы не возникает. Мы много беседуем, обсуждаем
и в результате, как правило, приходим к единому
решению. Система работы, которую мы предпочитаем,
предполагает большую долю импровизации, и
благодаря Виктору часто находится неожиданный
подтекст, нюанс, иное решение сцены. Этим фильмом
мы не иллюстрируем свое мировоззрение, свои идеи,
а хотим попытаться вместе со зрителями понять
этот мир.
- Виктор, поете ли вы в этом фильме ?
- В кадре - нет. Но, видимо. напишу несколько песен
для фильма. Я достаточно давно играю и пою и
примерно знаю реакцию зала на ту или иную песню, а
вот попробовать себя в совершенно другом
качестве и попытаться добиться желаемого весьма
заманчиво. В последние годы получается так, что я
постоянно занят в съемках, заканчивается одна
картина и тут же начинается другая.
- Не будет ли кино доминировать в вашем
творчестве ?
- Не думаю. Потому что противник перевоплощения.
Главное, оставаться самим собой, а это невозможно
для профессионального актера. Хотя трудно
загадывать наперед. Мне кажется, кино и музыка,
дополняя друг друга, могут сосуществовать в моей
жизни.
|