Музыка
|
Корреспондент: Украинские классические музыканты трудятся на самых престижных сценах мираЗвезды оркестровых ям и оперных подмостков Украины рвутся на Запад: на родине классическая музыка - низкооплачиваемый продукт, пишет в свежем номере журнал Корреспондент.Бывшая советская система музыкального образования, считавшаяся в прошлые десятилетия лучшей в мире, по инерции продолжает плодоносить до сих пор. И киевская Национальная музыкальная академия Украины (НМАУ, бывшая консерватория), через которую прошли едва ли не все практикующие ныне украинские классические инструменталисты и певцы, продолжает выпускать из своих стен профессионалов, чье мастерство пользуется спросом на самых престижных сценах мира, пишет издание. Пианисты Алексей Ботвинов, Алексей Колтаков, Олег Полянский, скрипач Дмитрий Ткаченко, оперные певицы Виктория Лукьянец, Мария Гулегина, Ольга Пасичник и другие топовые украинские исполнители сегодня поют на сценах лондонского Wigmore Hall, миланской La Scala, нью-йоркских Carnegie Hall и Metropolitan Opera. В родной стране слушают их гораздо реже, чем публика на Западе. Причина тому - безденежье, с которым мирится большинство украинских классических вокалистов и музыкантов на родине. Татьяне Корецкой, директору симфонического оркестра, постоянно приходится сталкиваться с желанием музыкантов уехать из страны на заработки. "Удается удерживать людей, наверное, чудом", - рассказала Корецкая Корреспонденту. В ее оркестре зарплата ведущего концертмейстера со всеми надбавками едва дотягивает до 2 тыс. грн. Украинский скрипач из Цюрихского симфонического оркестра: Не думаю, что западный менеджмент прямо-таки мечтает заполучить украинских классических исполнителей и следит за их творчеством Гораздо лучше обстоят дела у известного скрипача Владимира Астраханцева. Маэстро дал интервью Корреспонденту из своего дома, расположенного на острове Райхенау, что на Боденском озере. До швейцарской границы, рассказывает, всего пять минут езды. Это удобно, ведь сейчас Астраханцев трудится концертмейстером Цюрихского симфонического оркестра. "Столько лет живя и работая в Германии, не назвать эту страну своим вторым домом я уже просто не могу", - говорит этот бывший харьковчанин, который получил немецкое гражданство в 2004 году, спустя 13 лет после того, как покинул Украину. Музыкант признается, что долго и болезненно размышлял над сменой паспорта. Окончательно решился после того, как его из-за каких-то бюрократических формальностей не выпустили из Украины, сорвав гастрльный график. "Не думаю, что западный менеджмент прямо-таки мечтает заполучить украинских классических исполнителей и следит за их творчеством", - прокомментировал перспективы для соотечественников успешный скрипач Астраханцев. Маэстро больно смотреть на то, как украинские музыкальные коллективы, чтобы заработать на жизнь, вынуждены "заключать контракты, которые делают из них рабов". "Какая может быть продуктивная работа, если харьковские оркестры колесят с концертами по Европе в тесном автобусе, находясь в пути по несколько суток, не имея возможности ни поспать нормально, ни поесть?" - выразил свое возмущение в интервью Корреспонденту скрипач. По словам Корецкой из Луганского симфонического оркестра, ее музыканты ездят на европейские гастроли практически из "желания мир повидать" - им оплачивают только дорогу, питание и проживание. Удается удерживать людей, наверное, чудом - Директор украинского симфонического оркестра "На пятом курсе у меня талантливые ребятки сейчас в депрессии - они и не хотели бы уезжать из страны, но видят, что перспективы у них здесь никакой нет", - Евдокия Колесник, заведующая кафедрой сольного пения НМАУ, с болью в голосе рассказывает, как каждый год выпускники пополняют труппы оперных театров Польши, Словакии, Словении, Германии, причем зачастую контракты они заключают на кабальных условиях. Однако трудности не пугают украинских исполнителей, и каждый год все новые и новые таланты пробивают себе дорогу к славе. Молодая вокалистка Ирина Збанычук, студентка четвертого курса НМАУ, пару недель назад вернулась из испанской Валенсии, где проходил международный конкурс оперных исполнителей, патронируемый самой Монтсеррат Кабалье. Симпатичная обладательница сопрано из Кривого Рога не без гордости рассказывает, что вошла в первую тридцатку среди трех сотен участников. Девушка не скрывает и своего желания сделать в будущем карьеру на Западе. "Но сейчас главное для меня - петь, петь и еще раз петь. Делать это как можно больше и где только возможно", - поведала Корреспонденту молодая певица. О проблемах и успехах украинской индустрии классической музыки читайте в №40 журнала Корреспондент от 23 октября 2009 года. |